Что такое Театр — занятие № 1
Что такое Театр
Здравствуйте, Друзья !
Занятие № 1: «Что такое Театр»
(занятие можно проводить в группе детского сада, в кружке или дома с одним ребёнком)
Автор: Белоусова Юлия, актриса, режиссер, педагог театральной и хореографической студии «Теремок» в городе Псков.
Здравствуйте! Я рада всех вас видеть на первом занятии в нашей виртуальной театральной студии.
Раз сегодня у нас первое занятия, то мы имеем полное право поздравить друг друга с Днем Рождения !
Давайте скорее знакомиться! Меня, как вы уже знаете, зовут Юля. А как зовут вас? Чтобы познакомиться поближе, давайте поиграем в такую игру: нужно рассказать о себе ровно в трёх словах.
Буквально в трёх! Желательно найти такие слова, чтобы вас было трудно перепутать с кем-либо. То есть выбирать себе определения, характеристики и эпитеты даже не по значимости, а по непохожести на других (100% присутствующих взрослых, прежде всего мамы, это, бесспорно, самый главный наш статус, но в этой игре важно другое – уникальность, если можно так выразиться). А к самым маленьким вопрос будет такой: Что ты больше всего любишь делать? Во что играть? Что умеешь делать замечательно? Всего три слова!
В прошлый раз мы немного поговорили о том, с чего начинается Театр, а сегодня я предлагаю ответить Вам и Вашим деткам на такой вопрос — Что такое театр ?
У меня уже накопилась целая коллекция ответов на этот вопрос. От искреннего «дом, где всегда весело» и возвышенного «это там живут поэты!», до делового «театр – это общественное место». А что такое театр для вас? Не спешите отвечать за детей и поправлять их ответы на «правильные», часто вопросы гораздо важнее ответов, пусть пока останется многоточие, ответы будут рождаться, меняться и развиваться вместе с ребёнком. Даже если пока для нас театр это «там где стоит большая горка», пусть будет так!
Сегодня мы много будем размышлять, вот смотрите: любой музыкант играет на каком-то инструменте и всегда заботится о том, чтобы он был хорошо настроен. Для художника его инструменты – кисть и краски, и они тоже у него всегда в порядке. Певцы и танцоры тоже всегда держат свои «инструменты» — голос и тело - в должной форме. А как же обстоит дело с актёром? На чём он «играет»? Что есть его инструмент? Правильно – и голос, и пластика, и ещё кое-что очень важное…
Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе лошадь. Получилось? Отлично! А теперь давайте поделимся впечатлениями. У кого-то гнедой рысак скачет по полю, у кого-то на полке стоит игрушечная лошадка, кто-то увидел картинку из книжки, кто-то представил себе цирковую лошадь, а кто-то пони, на котором катался в прошлый выходной в парке. Видите, какие разные у нас лошади получились? Интересно, почему? Верно, потому что мы — разные люди, у нас разные характеры и самое главное – разный жизненный опыт. Его ещё называют «жизненный багаж». Почти тот самый, как у известной всем дамы: сумка, мешок, саквояж…Вот тут нашим малышам будет непросто – пока их багаж опыта и наблюдений умещается в маленькую сумочку. Но всё же и там уже много интересного и нужного нам. Заглянем туда?
Это и будет нашей первой актёрской зарядкой. Кстати, кто знает, какие части нашего тела называются органами чувств? Малышам — подсказка, остальные думают сами. С помощью чего мы узнаём мир – видим его, чувствуем запахи, слышим звуки, ощущаем вкус? Благодаря чему мы знаем, когда нам холодно, а когда – ой! – обожглись об утюг? Молодцы! Наши помощники – это глазки, ушки, носик, кожа, язычок. Сегодня мы будем смотреть и слушать.
А сейчас тс-с-с-с! Давайте послушаем. Какие звуки мы слышим в нашей комнате? Только, чур, специально их не издавать! А теперь слушаем звуки за окном… а теперь стараемся услышать того, кто рядом. А какие звуки есть в нас самих? Не ощущения, именно звуки! Их, оказывается, немало, если прислушаться. Что-то булькнуло в животе? Замечательно! Кто-то услышал шелест своих ресниц? Ого! Кстати, а кто запомнил, в каком порядке мы слушали звуки? Сначала… в комнате, верно! А потом? А какой звук оказался самым интересным?
А теперь давайте превратимся в настоящих следопытов, как Шерлок Холмс — был такой замечательный сыщик. Посмотрите вокруг, что нового есть в вашей комнате? Наверняка есть что-то такое, что вы никогда не замечали – маленькое, незаметное на первый взгляд. Например, что рисунок на обоях похож на какую-то причудливую птицу. А теперь давайте найдём в комнате все предметы на букву «А» – абажур, ароматическая лампа, апельсин… Отлично! Атмосфера, говорите? – прекрасно! Креативные варианты всячески приветствуются, и совсем неважно, что атмосфера – это не предмет. Кто нашёл больше 5-ти предметов? А малышам специальное задание: назвать все предметы синего цвета. Получилось? Молодцы! А теперь закроем глазки – только не подглядывайте! — во что одета мама? Кофта в полосочку? А каких цветов эти полосочки, как они чередуются? А какая у мамы причёска? Вот тут обычно малыши всем фору дают – зрительная память у них прекрасна, а память более старших иногда удивительно шутит: например, «выдаёт» во всех подробностях и деталях описание костюма, в котором человек был вчера или какие-то общие вещи, не вдаваясь в подробности – вот помнишь, «что-то зелёное» и всё! А теперь давайте откроем глаза и посмотрим – ошиблись мы или нет, а вдруг есть что-то, что мы не заметили. Всё правильно? Красота!
А теперь. Когда вы уже немножко устали, самое время пойти попить чай. Только не забудьте его аромат и вкус, эти ощущения нам пригодятся в следующий раз! На этом вас оставляю, приятного вам чаепития.
Фотографии театральных занятий нам любезно предоставил Псковский Центр развития ребёнка «Теремок».
Всем спасибо! До свидания!
***
Свои ответы, пожалуйста, оставляйте в комментариях. В дальнейшем, если Ваших ответов будет много — мы отдельно посвятим им обобщающую статью — это и будет Ваш первый отчет о занятии — Что такое Театр. Спасибо за то, что Вы с нами !
УРА!!! Мы с дочкой очень ждали это занятие!
Сейчас она в школе, когда вернется, обязательно будем заниматься!
Юлечка, спасибо!!! Поздравляю тебя с таким замечательным началом!
Спасибо, Юльчик! Буду ждать Ритиных впечатлений.
Какая атмосфера! Какой антураж! У меня самой обострились все чувства… Копирую и печатаю, вечером с детками поиграем. особенно тишину послушаем…
Будет очень интересно узнать, что же вы услышите в тишине — расскажите потом!:)
Юля, спасибо за занятие. Мне стало ужасно любопытно узнать детские ответы на вопросы. И вот сегодня мы начали.
Рассказать о себе:
Андрей 5 лет: люблю играть в машинки, есть кашу и собирать коврик с цифрами
Саша 3 года: люблю собирать коврик, люблю молоко и умею поливать цветы.
А про меня так уверенно оба сказали, что «мама» и есть самое особенное у меня)))
Что такое театр?
А: Это там, где рассказывают много сказок
С: Это такой компьютер (вот уж не ожидала, мы совсем недавно в театре были))))
Представляли лошадок, удивились, что у меня другая лошадка.
Слушали и услышали: у себя стук сердечка, шум компьютера, дыхание спящей Иришки
Смотрели и увидели: искали предметы на «К» (на А не нашлось))) и синие. С цветом легко было, с буквой даже Андрей затруднялся.
И еще искали на ощупь: найдите гладкий предмет, шершавый, теплый и холодный. Что осталось, попробуем в другой раз.
Спасибо, Юля, нам было очень интересно
Настя, вот порадовали! С таким удовольствие прочитала про ваши с ребятами занятия! Спасибо большое, что нашли время поделиться.
Саша молодец — так уверено про себя всё изложил! Для Андрея это, понятно, попроще будет. Хотя, иногда и 5-тилетних бывает трудно разговорить даже на тему любимых занятий. Очень понравилось, что практически не повторяли друг за другом, у каждого свой ответ получился. А то как бывает: первый что-то скажет, и остальные точь-в-точь
Прислушались замечательно, очень хорошие звуки нашли.
По поводу предметов на букву затрудняются иногда даже студенты Так что всё отлично. Кстати, буква «А» в этом смысле не самая простая. И с предметами разными по фактуре вы здорово придумали. Замечательное задание получилось — к себе в копилочку возьму, будем учиться друг у друга. Вы их сначала глазками искали? Думаю, что малышей можно отправить сразу в экспедицию по комнате, чтобы нашли нужные по фактуре предметы на ощупь. А ребята постарше могут сначала найти из глазами, а потом проверить себя.
Ещё раз хочу сказать, что вы с ребятами большущие молодцы. Спасибо!
Юля, у нас Саша — это девочка))) Она и правда за братом часто повторяет, но в этот раз мало. Да, предметы они называли, а потом уже трогали. Я когда просила найти холодное, Андрей тут же сказал, что нужно пойти на кухню, там в холодильнике холодно)))
Ой, извините! Буду знать. С холодильником — это здравая идея!
Анастасия, вы с детками очень здорово поиграли ! Тоже понравилось. И меня заинтересовали ответы про театр. Сашенька вспомнил компьютер, а Андрей — сказки. А ведь взрослый человек скорей ожидал бы данный ответ «наоборот» — сказки от младшего, а про компьютер от старшего А какие лошадки у вас получились ? У ребят они совпадают ? Спасибо, что поделились с нами своими впечатлениями !
Юля, занятие просто класс))
А я все забываю Мишку расспросить про театр — какие у него ассоциации, но вот боюсь, у него вообще их не будет — мы так ни разу там не были еще (цирк не в счет)
Мы на занятия английского тоже так играли (даже со студентами и взрослыми дядями-тетями) — такие игры к коллективе снимают напряжение и сближают людей)
Кстати, дети театр с цирком путают безбожно даже к концу начальной школы . Ты всё равно спроси — тем более интересно, что не были ещё, значит, что-то своё выдумает.
С подобных игр начинается актёрское мастерство КАЖДЫЙ ДЕНЬ с первого по последний курс у артистов и режиссёров. Упражнения, правда, чуть другие, но суть та же: сначала тренируем органы восприятия, потом уже фантазия, воображение и всё-всё остальное. И, действительно: всё в команде, это так!
Юль, поговорили вчера) Первый ответ конечно же был — не знаю) Начала подсказывать — в Буратино вспомни, он вместо школы куда пошел? — призадумался) — там весело и там танцуют и поют)) Сравнила с цирком — только театр поменьше и там не так шумно, а вместо клоунов, акробатов и животных актеры показывают сказку (представление). Спрашиваю — ты хотел бы пойти в театр на представление — сначала согласился, а потом опять подумал и сказал нет, там надо много делать — танцевать и петь)) (это он подумал, что ему придется это делать)) И добавляет — скорее бы наступила опять зима, и я пошел бы в цирк (цирк у нас ассоциируется с новогодним представлением)
Надо срочно вести ребенка в театр))
Классная неповторимая логика! Не беда, что не всё пока «правильно» — это дело наживное. Зато есть своё вИдение — значит, будут интересные открытия и сравнения, когда придёт в театр.
Мне тоже очень понравилось Ваше занятие — вечерком с дочками поиграем.
Думаю, что больше всего привлечет в этом занятии дочек образ лошадок — они у нас семейные любимицы
Спасибо! Если найдёте минутку поделиться своими впечателниями — будем очень рады.